Ирэдзуми – мастерство татуировки.

 

Ирэдзуми 

Для того чтобы стать клиентом мастера ирэдзуми, нужна была солидная рекомендация.

 

Процесс татуирования очень болезненный и трудоемкий и поэтому дорогостоящий. Часто, опытные мастера отказываются от заказов на маленькие по размерам рисунки. Они считают, что только полная татуировка всего тела окупает их усилия, как с финансовой, так и с эстетической точки зрения. Лишь удостоверившись в решительности и платежеспособности клиента, мастер предлагал ему на выбор эскизы рисунков.

 

Когда выбранный сюжет получал окончательное одобрение, художник наносил тонкой кистью первоначальный абрис на тело клиента. Далее он брался за хари. После долгой работы на теле появлялся контур рисунка. Этот этап работы называется судзи. Далее следовал переход к бокаси - заполнению краской – критический момент в работе. Довольно часто клиент на второй сеанс не приходил. Иногда клиент переходил от именитого татуировщика к менее опытному, берущему за работу скромный гонорар. Ведь закончить картину по наброску мастера было гораздо легче. Но чаще всего клиент исчезал, убоявшись болезненности процедуры. Ирэдзуми 

Палитра мастера старой школы была ограничена растительными и минеральными красками: черной тушью, которая после внесения под кожу дает синий цвет, а также красителями - красным, иногда коричневым, еще реже желтым или зеленым. У молодых мастеров набор красителей гораздо богаче, чаще всего они химические. Патриархи ирэдзуми смотрят на эти нововведения с пренебрежением, так как тех же оттенков они могут добиться и с традиционным арсеналом.

 

Внешне традиционная техника незамысловата. Левой ладонью мастер натягивает кожу клиента. Между мизинцем и безымянным пальцем этой руки он зажимает кисточку, предварительно обмокнув ее в краску. В правой руке - хари, которой после каждого укола надо проводить по кисточке.

 

Именно здесь проявляется мастерство татуировщика. Самая простая техника предусматривает заполнение оконтуренного пространства однотонной краской. Более сложный и трудоемкий вариант обеспечивает рисунку полутона. Для этого надо работать тонкими хари, погружая их в тело под определенным углом и на разную глубину. Чем меньше глубина прокола, тем слабее получаемый оттенок краски. На цветовые нюансы влияет и плотность проколов.Ирэдзуми 

В случае необходимости опытный мастер может таким же образом внести вторую краску под уже сделанный рисунок, добиваясь нужного оттенка. Эта техника, доступная лишь немногим мастерам, называется ханэбари. Вот тут-то работа татуировщика сопоставима с творчеством художника-колориста.

 

Иногда мастер оставляет рисунок незавершенным. Ведь истинное совершенство - в незавершенности, в намеке. Вся прелесть в том, чтобы ценители искусства, каждый по-своему, могли мысленно завершить шедевр.

 

Одним из высших достижений японского татуировщика является "невидимое ирэдзуми". Рисунок наносится красителем телесного цвета, и в обычных условиях он не виден. Лишь когда тело распарится в бане, на красной от жары коже проступает белый узор. Как говорят, такой же эффект происходит и когда человек впадает в ярость.

 

Обычно каждый сеанс длится около часа. Более длительную процедуру человеку трудно выдержать. После каждого сеанса предписывается принять горячую ванну. На следующий сеанс можно приходить, когда струпья на ранках подсохнут и опадут, т. е. примерно через неделю. Таким образом, для создания полной татуировки понадобится целый год. Подобная работа оценивается в несколько тысяч долларов. Ирэдзуми 

По завершении работы мастер под мышкой у клиента или на бедре ставит свою тату-подпись. У мастеров традиционной школы имя всегда начинается с иероглифа хори (резьба). Имена, как и слава данной школы, переходят из поколения в поколение, от учителей к ученикам, поэтому после имени часто ставится цифра, например, Хориуно III. Кстати, мастера такого класса никогда не употребляют термин ирэдзуми. Свою работу они предпочитают именовать хоримоно - гравировка.